Смотрю вот на гравюру фон Каросфельда и понимаю, что она меня не трогает.
Когда впервые прочитала фрагмент про разбитие скрижалей, то была в ужасе и как многие, не поняла, как Моисею это вообще в голову пришло? Ну комментарии и пояснения в другой раз выложу, сегодня сил нет уже. Но мне представилось тогда что-то более зловещее, потемневшее небо, сильный ветер, не знаю, сам Моисей должен быть намного грознее. А тут.
Во-первых, на него особенно не обращают внимания, танцуя, ну это ладно, правильно, люди были увлечены поклонением тельцу и не очень ждали Моисея, не заметили, разверились.
Но само разбитие скрижалей не привлекает на гравюре ничьего внимания. Аарон, вероятно, тщетно пытается привлечь внимание танцующих, в то время как гнев Моисея и сама сцена не видны, так можно подумать, что человек просто зачем-то бьет камни, люди сами по себе прыгают, никто на Моисея (вождя-то!) не смотрит, совсем забыли. Тут невольно, не зная, в чем дело и куда смотреть, можно увидеть следующее:
Пока люди скачут вокруг костра, возможно празднуя какую-нибудь победу (причем тут мне так греческие образы мерещатся, что просто ужас), два человека отошли, причем один из них явно военный вождь, на что указывает копье и он то ли призывает людей остановиться, то ли приветствует кого-то из толпы, в то время как позади него другой разбивает скрижали (ну это понятно по римским цифрам), а чего-зачем, как это должно повлиять. Причем с таким видом, будто каждый день бьет их, как молотом рабочий машет.
Взгляд вынужден скакать от него на скрижали, на толпу, на Аарона. Смысл действия, смысл картины не виден.
Ну или я не умею рассматривать картины.
читать дальше